Слово в день Преподобного Силуана Афонского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, сегодня Святая Православная Церковь празднует память преподобного Силуана Афонского.  О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово.
Со времени Иоанна Богослова, за истекшие девятнадцать веков, прошли целые сонмы таких свидетелей, но сей последний особенно нам дорог потому, что он был нашим современником. Частое явление среди христиан — желание, вполне естественное желание видимых знамений нашей веры, иначе изнемогают они в своем уповании, а повествования о чудесах давно минувших дней в их сознании становятся мифом. Вот почему так важно повторение подобных свидетельств, вот почему нам так дорог этот новый свидетель, в лице которого было возможно видеть самые драгоценные проявления нашей веры.
Преподобный Силуан, в миру Симеон Иванович Антонов, родился в 1866 году в Тамбовской губернии в крестьянской семье. Его родители были простыми, но очень благочестивыми людьми, с детства учившими сына вере и молитве. Отец, как вспоминал впоследствии сам старец, был некнижным человеком, тяготившимся своей «темнотой» и потому стремившимся познать что-либо новое. Человеком он был незлобивым и кротким, и все эти качества старался привить и сыну.
Когда отроку Симеону исполнилось четыре года, его отец, как человек, обладавший страннолюбием, пригласил в гости одного из городских книгонош, желая услышать от него что-либо душеполезное. В доме гостю были предложены чай и угощение. Маленький Семен с любопытством ребенка смотрел на него и внимательно прислушивался к беседе. Книгоноша доказывал отцу, что Христос не Бог, и что вообще Бога нет. Мальчика Семена особенно поразили слова: «Где Он, Бог-то?»; и он подумал: «Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога». Когда гость ушел, маленький Семен рассказал отцу: «Ты меня учишь молиться, а он говорит, что Бога нет». На это отец ответил: «Я думал, что он умный человек, а он оказался дурак. Не слушай его». Но ответ отца не изгладил из души мальчика сомнения.
В 12 лет, услышав от кого-то из деревенских крестьян рассказ о чудесах от могилы местного святого затворника Иоанна Сезеневского (1791 – 1893), Симеон подумал: «Если он свят, значит, Бог всегда с ним. А значит, незачем мне ходить по всей земле и искать Его». С тех пор его сердце загорелось любовью к Богу. Он хотел стать монахом, но родители не позволяли ему уйти в монастырь, пока не пройдет военной службы.
Вскоре Симеон был взят на службу в Петербургский полк. Уйдя в армию с верой и живым покаянным чувством, он никогда не переставал думать о Боге. В полку его уважали как доброжелательного и приятного в общении исполнительного человека. Но всегда его сердце горело мечтой о монашестве, причем всегда он мечтал стать монахом на Афонской горе. Это его желание исполнилось в 1892 году. Окончив службу, он приехал на Афон и поступил в обитель святого великомученика Пантелеимона. Здесь началась его новая подвижническая жизнь.
Вводился брат Симеон в духовный подвиг вековым укладом Афонской монастырской жизни, насыщенной непрестанной памятью о Боге: молитва в келлии наедине; длительные богослужения в храме; посты и бдения; частая исповедь и причащение; чтение, труд, послушание. Простой, неискушенный множеством вопросов, как это наблюдается с современными интеллигентными людьми, он, подобно другим монахам, усваивал новую жизнь скорее органическим слиянием с окружающей его средой, чем устными уроками.
Также по советам своего духовника, он проводил непрестанную борьбу с помыслами и занимался уединенным деланием Иисусовой молитвы. Вскоре молитва вошла в его сердце настолько глубоко, что стала как бы совершаться вместе с ним. Тогда стали являться ему демоны, которые говорили – один: «Ты свят», а другой: «Ты не спасешься». Утомленный бесовскими видениями, Симеон стал спать меньше часов в сутки, большую часть времени стараясь сосредотачиваться на молитве и общих послушаниях. Спал он в это время по полтора-два часа в сутки.
Проходили месяц за месяцем, а мучительность демонических нападений все возрастала. Душевные силы молодого послушника стали падать, и мужество его изнемогало, страх гибели и отчаяние — росли: ужас безнадежности все чаще и чаще овладевал всем его существом. Кто переживал что-либо подобное, тот знает, что никакое человеческое мужество, никакая человеческая сила не может устоять в этой духовной борьбе. Надорвался и Симеон; он дошел до последнего отчаяния и, сидя у себя в келлии, в предвечернее время, подумал: «Бога умолить невозможно». С этой мыслью он почувствовал полную оставленность, и душа его погрузилась во мрак адского томления и тоски. В этом состоянии он пребывал около часа.В тот же день, во время вечерни, в церкви Святого Пророка Илии, что на мельнице, направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа. Господь непостижимо явился молодому послушнику, и все существо, и самое тело его исполнилось огнем благодати Святого Духа, тем огнем, который Господь низвел на землю Своим пришествием (Лк. 12, 49). От видения Симеон пришел в изнеможение, и Господь скрылся.
Невозможно описывать то состояние, в котором находился он в тот час. Мы знаем из уст и писаний блаженного старца, что его осиял тогда великий Божественный свет, что он был изъят из этого мира и духом возведен на небо, где слышал неизрекаемые глаголы; что в тот момент он получил как бы новое рождение свыше (Ио. 1, 13; 3, 3). Кроткий взор всепрощающего, безмерно любящего, радостного Христа привлек к Себе всего человека и затем, скрывшись, сладостью любви Божией восхитил дух его в созерцание Божества уже вне образов мира.
С тех пор исчезло то самое «адское пламя», о котором впоследствии говорил старец, гудевшее вокруг него со всех сторон еще с юности. Явление Господа стало, несомненно, величайшим событием в его жизни. До Явления душа Симеона не умела бороться с помыслами и дошла до отчаяния, несмотря на непрестанно действующую молитву; после Явления — душа его познала мир благодати Святого Духа и жизнь была сплошною молитвою и славословием. Но все это снова стало удаляться и опять началась брань помыслов. Душа тоскует. Просит, молится, плачет, пребывает в борьбе, чтобы удержать Неудержимого, но свет, если и возвращается, то ненадолго и не как прежде, и затем снова оставляет. Начались долгие годы смены благодати и оставлений.
Через 15 лет после Явления ему Господа, он, тогда уже монах Силуан, в один вечер совершал вечернее правило, и вдруг увидел, что вся его келья полна бесов. Отвернувшись, он вопросил в молитве:
— Господи, научи меня, что мне делать, чтобы бесы не мешали мне молиться.
— Гордые всегда страдают от бесов, — был голос в его сердце.
— Господи, — взмолился монах, — что я должен делать, чтобы смирилась моя душа?
На то был ему ответ:
— Держи свой ум во аде и не отчаивайся.
Дорогие братия и сестры! Несомненно, эти слова вполне применимы к жизни каждого из нас. Каждый знает состояние, когда душа, подобно кораблю, мятущемуся в житейском море, начинает тонуть в его волнах. У нас это – наши мелочные привязанности и греховные страсти, которым мы ревностно угождаем день ото дня. Подчас в них нам легко и беззаботно живется. Мы привыкли быть христианами – мы ходим по воскресным дням в храм, исповедуемся и причащаемся, и нам кажется, что так оно и продлится вечно – служение миру своими пороками и служение Богу, о котором мы имеем весьма превратное представление.  Но приходит час, когда наше сердце погружается в непонятную тоску.
Что это за тоска? Это – та самая сердечная тоска по Богу, по Его благодати, которую мы познали, но пути ее не последовали. В такие минуты верующее сердце обращается к Богу в молитве, и мы ощущаем себя людьми, находящимися в аду. Ведь земная жизнь коротка и скоротечна, и так мало бывает таких минут, когда душа обращается к Богу. И возвращаясь далее к своим обычным житейским делам, мы не замечаем, как прошла эта минута, и все начинается заново – снова прежний круговорот страстей и житейской пошлости.
Святые подвижники, в числе которых был и великий старец Силуан, хорошо осознавали это, и потому были молитвенниками за весь мир – за нас, за тех, кто по разным причинам не может поступить по их примеру. О нас, христианах, живущих среди этого мира как бы среди образа того самого «адского пламени», возносились и возносятся их непрестанные молитвы.  К их гробницам, к их мощам, и к живым свидетелям их подвигов побуждает нас ехать наше верующее сердце. В сегодняшний день, день памяти преподобного Силуана Афонского, помолимся ему, чтобы и нам, хотя бы отчасти стяжать ту благодать, которая осенила его сердце и водила всей его последующей жизнью. Ведь иначе ум наш так и останется во аде и погрузится в вечное отчаяние. Если мы сейчас не поймем всей важности этого, если не приложим усердие в молитве и доброделании, если не постигнем всей сущности нашего призвания – вся наша жизнь пройдет в пустоте, и по смерти наследует уготованное нам – не Царство Божие, а вечное мучение, где плач и скрежет зубов таких же непознавших Бога.
Сохрани нас, Господи, от этого и даруй нам молитвами преподобного отца нашего Силуана стяжать Твою Благодать, в которой достойны будем чистым сердцем воспевать Тебе хвалу и славу во все дни нашей жизни.
Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *