В Москве открылась международная конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности»

23 сентября в Покровском ставропигиальном женском монастыре города Москвы в рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира начала работу международная богословская научно-практическая конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности», организованная Синодальным отделом по монастырям и монашеству.

Божественную литургию в Воскресенском храме обители в этот день возглавил председатель Синодального отдела архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, заместитель председателя Синодального отдела архимандрит Стефан (Тараканов), духовенство обители.

За богослужением молились игумены и игумении монастырей, прибывшие для участия в форуме.

Открывая конференцию, архиепископ Феогност, возглавивший президиум, передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и призвал быть предельно искренними в обсуждении проблем монашеской жизни. В президиуме присутствовали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурийепископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин;епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Белорусского экзархатаигумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; игумения Феофания (Мискина), настоятельница московского Покровского монастыря.

Кандидат исторических наук, профессор Ю.А. Артамонов в докладе «Древнерусское иночество и первые монастыри на Руси» представил исторический взгляд на истоки русского монашества, особо выделив переломный момент в истории древнерусского иночества в середине XI века. В этот период существенно увеличилась численность монашества, возрос его авторитет в обществе. Начавшийся процесс внутренней консолидации иночества привел к возникновению в пределах древнего Киева целого комплекса монашеских общин, крупнейшей из которых являлась Киево-Печерская лавра.

Киево-Печерскому монастырю как колыбели русского монашества и оплоту духовной жизни Святой Руси было посвящено выступление епископа Боярского Феодосия. Докладчик подробно рассмотрел источники, свидетельствующие о том, что монастырь был основан преподобным Антонием по афонскому образцу. Значительная часть доклада была посвящена роли прп. Феодосия Печерского: введение им Студийского общежительного устава стало единственным условием сохранения монашеской общинной жизни и дальнейшего существования Печерской обители.

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий обратил внимание слушателей на то, что на протяжении всей истории монашества от его зарождения до наших дней личность одного человека, преуспевающего в духовной жизни, являлась краеугольным камнем в процессе формирования сильной жизнеспособной монашеской общины. Для подтверждения этой мысли в своем выступлении «Возникновение и учреждение монастыря: способы организации монашеской общины» докладчик привел примеры не только исторические (прп. Сергий Радонежский), но и относящиеся к сравнительно недавнему времени. Епископ Порфирий напомнил об огромной роли в возрождении монашества на греческой земле старцев Иосифа Исихаста и Эмилиана (Вафидиса), а также о неоспоримой силе личности архимандрита Софрония (Сахарова), сформировавшего монашеское братство в Эссексе (Великобритания). Однако ситуация последних десятилетий в нашей Церкви складывается так, что во многих случаях первичным оказывается строительство монастырских стен, а поставленному во главе монашеской общины игумену приходится духовно расти вместе с братией.

Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, отвечая в своем докладе на вопрос, каким должен быть современный монастырь, чтобы стать источником притяжения для мирян и тихой пристанью для монашествующих, подчеркнул, что основополагающий фундамент — это внутренняя духовная жизнь обители. Дополнительные направления — миссионерская, социальная, благотворительная, научная деятельность — могут развиваться лишь по мере духовного развития монастыря.

Настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова) в своем докладе «Важность периода послушнического искуса и формирование у послушников осознанного отношения к монашеской жизни» рассказала, на что необходимо обращать внимание духовному руководителю при приеме в монастырь и воспитании желающих вступить в братство. В настоящее время в обители часто приходят люди, не имеющие базовых представлений о монашестве, и игумен должен понять, с какой целью человек стремится к иночеству и как решает для себя вопросы послушания, отношения к богослужению, духовной брани и пр. Тщательный искус, по мнению иг. Викторины, должен продолжаться не менее двух лет.

Доклад архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон), «Игумен (настоятель) монастыря: как сочетать духовное водительство и отношения с внешним миром» зачитал эконом монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии, подворья монастыря Симонопетра архимандрит Серапион. Предметом исследования архимандрита Елисея стала личность игумена, качества, необходимые для несения им духовных обязанностей и выполнения административных функций.

В заключение первого дня конференции выступила игумения Георгия, настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря (Волгоградская митрополия). Тему своего доклада «Послушание и доверие к игумении как основа духовного преуспеяния сестер» матушка Георгия раскрыла на примере духовного наследия игумении Арсении (Себряковой), воспитанницы схимонахини Ардалионы (Игнатовой). Подвижницы прошлого, наставлениям которых ныне следует обитель, считали, что незаменимым качеством духовного руководителя является долготерпение в любви и смирении, что «игумения должна словно бы переболеть страстями сестер, претерпевая их, пока они откроют ей свои сердца, чтобы она могла бережно, с любовью и многими молитвами вести их ко Христу».

В ходе конференции монашествующие имели возможность задавать вопросы докладчикам и обсуждать насущные проблемы монастырской жизни.

24 сентября в Покровском ставропигиальном женском монастыре Москвы завершила работу Международная богословская научно-практическая конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности».

В этот день в президиуме присутствовали: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий;архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Белорусского экзархатаепископ Борисовский и Марьиногорский Вениаминигумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы; игумения Феофания (Мискина), настоятельница Покровского монастыря.

Открывая работу секции «Жизнь монастыря в современном мире», игумения Иулиания сказала, что темы докладов были сформулированы на основании вопросов, поступивших из епархий в Синодальный отдел.

Весьма актуальной проблемой является сегодня присутствие в монастырях продуктов новейших технологий и прежде всего современных средств связи. В докладе, посвященном вопросу соотношения современных технологий и отречения от мира,архиепископ Берлинско- Германский и Великобританский Марк обратил внимание на тот факт, что как во все времена, так и теперь монахи пользуются техническими средствами, но в наши дни многократно увеличивается опасность попасть в зависимость от них, утратить душевный мир и молитвенный настрой. Однако, поскольку целый ряд послушаний сегодня невозможно исполнять, в частности, без компьютера, архиепископ Марк предложил ряд практических мер, ограничивающих его негативное влияние на жизнь иноков.

Игумен Петр (Мажетов), настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни (Екатеринбургская епархия), в своем выступлении осветил тему отношения монахов к родственникам, представив вниманию аудитории богословский, аскетический и эклесиологический аспекты понимания этой проблемы и возможные пути ее разрешения.

Архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, в своем докладе «Взаимоотношения между монастырями: значение и формы общения» напомнил собравшимся основы библейско-богословского учения об общении и рассказал, какие формы общения необходимы монастырям в наше время, какие желательны и какие допустимы.

Игумения Феоксения, настоятельница монастыря иконы «Живоносный источник» Хрисопиги в Ханье (о. Крит, Греция), передала участникам конференции благословение Патриарха Константинопольского Варфоломея. В своем выступлении «Исполнение обета отречения от мира в условиях взаимодействия с миром» игумения предложила собравшимся святоотеческий взгляд на кажущееся противоречие, обозначенное в теме доклада. Святые никогда не остаются безучастными к человеческой боли. «Удаляясь от мира, монах должен быть другом каждому человеку, сострадать беде каждого.  В этом тайна монашеской жизни», — сказала игумения Феоксения.

О том, как найти золотую середину в вопросе духовного образования и внутреннего делания монашествующих рассказала собравшимся игумения София (Силина), настоятельница Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге. В своем выступлении игумения поделилась пониманием того, каким образом должен складываться процесс образования монашествующих. Подлинное постижение богословской науки монахом происходит в результате сочетания интеллектуальной деятельности с очищением сердца от страстей, в послушании игумену, в смирении и кротости души. «Отвлеченное рациональное знание, — отметила игумения София, — лишается жизненной силы».

По завершении обсуждения докладов работа конференции продолжилась в формате круглых столов, организованных отдельно для игуменов и игумений монастырей, по теме «Отеческое (материнское) отношение к братии (сестрам) и управление монастырем».

Заседание круглого стола для игуменов монастырей возглавил епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин.

Вначале был заслушан доклад наместника Псково-Печерского мужского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева), посвященный святым обители и возможности прославления и канонизации Печерского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Затем участники круглого стола приступили к обсуждению многих актуальных вопросов современной монашеской жизни, в том числе таких как сочетание игуменом монастыря доверия к братии и контроля над ними, а также критериев оценки игуменом своего управления монашеским братством.

Мнения заседавших по данным проблемам разделились: некоторые игумены высказались за систематический контроль над насельниквми монастыря в духе Евангельской любви со стороны благочинного обители и специально учиненных братий, поскольку наместник отвечает за вверенных ему чад пред Богом. Большинство же присутствующих посчитали, что само понятие «контроль» в узком его понимании как термина административного, неприемлемо в данной ситуации. Более уместно оперировать понятиями духовный надзор и духовное попечение, пастырское окормление и воспитание, которые предполагают взаимное духовное доверие братии и игумена обители. Предполагается, что в этом случае будет осуществляться духовное возрастание насельников и наместника обители. И, конечно же, личный пример игумена и его молитвенный настрой должны являться духовным ориентиром для братии.

В завершение работы круглого стола участники обменялись впечатлениями о прошедшей конференции и поддержали предложения, внесенные председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству по совершенствованию организации монашеских конференций.

Круглый стол для игумений возглавила игумения Иулиания (Каледа). Участницы обсудили вопросы, связанные с необходимостью духовного единства, доверия и послушания насельниц обителей игумениям; поделились опытом решения насущных проблем монастырской жизни.

Завершая работу конференции, участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести эту конференцию.

В форуме приняли участие девять  архиереев, 53 архимандрита и игумена, 73 игумении и 47 монашествующих, 192 участника более чем из 80 епархий Русской Православной Церкви из Росии, Украины, Белоруссии, Молдавии, а также игумены и игумении монастырей Греции, Кипра, Русской Православной Церкви Заграницей.

Напомним, что в данной международной конференции Сердобскую епархию представляли игумен Андрей (Афанасьев), благочинный Сердобского благочинного округа, настоятель Казанской Алексиево — Сергиевской пустыни пос. Сазанье и игумения Тавифа (Бакулина), настоятельница Троице — Сканова женского монастыря с. Сканово Наровчатского района.

ссылка на сайт: http://www.patriarchia.ru/db/text/4230515.html ,

http://www.patriarchia.ru/db/text/4230851.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *