Архиерейское богослужение в Спасском благочинии

11 июня, епископ Сердобский и Спасский Митрофан возглавил служение Божественной Литургии в Вознесенском соборе г. Спасска.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Андрей Федин, благочинный Спасского благочинного округа, настоятель храма Вознесения Господня г. Спасска, митрофорный протоиерей Василий Клопов, настоятель Покровского храма р.п. Башмаково, протоиерей Валерий Волков, благочинный Наровчатского благочинного округа, протоиерей Сергий Агейкин, настоятель храма Архангела Михаила с. Баранчеевка Спасского района, иерей Константин Проскуряков, настоятель Троицкого храма с. Липяги, иерей Вадим Данилин, штатный клирик Вознесенского храма г. Спасска, иеромонах Амвросий (Макаров), клирик кафедрального собора г. Сердобска.

Диаконский чин возглавил диакон Дмитрий Жирнов, штатный диакон кафедрального собора г. Сердобска.

За богослужением пел хор соборе Вознесения Господня.

На малом входе протоиерей Валерий Волков  был удостоен права ношения креста с украшением.

Стоит отметить, что дата 11 июля для Вознесенского собора г. Спасска. В этот день совершается память священномученика Григория (Самарина), который в XX в. Нёс диаконское служение в Вознесенском соборе Беднодемьяновского района ( ныне г. Спасска).

Священномученик Григорий (Самарин) родился 9 января 1893 года в селе Салмановка Беднодемьяновского района Самарской области в семье крестьянина.

Окончил школу в родном селе. С 1914 по 1918 год служил в армии в Средней Азии. Здесь, в Казахстане, он познакомился и подружился со священномучеником Василием Горбачевым (1885—1938). Известно, что как псаломщик, Григорий Самарин прислуживал во время таинства венчания отца Василия и Веры Афанасьевны Трофимовой в 1918 году в городе Верном (ныне Алма-Ата). После армии вернулся в Салмановку и вскоре женился на Ольге Михайловне, происходившей также из крестьянской семьи.

После женитьбы Григорий был рукоположен в 1920 году во диакона и служил в церкви города Беднодемьяновска. В трудные и голодные 1920-е годы отец Григорий перебрался в город Кирки Закаспийской области, где служил диаконом в одном из храмов. В 1929 году вернулся в Беднодемьяновск.

26 августа 1933 года диакон Григорий Самарин был награжден двойным орарем.

В 1933 году всей семьей переехали в Коломну Московской области. Здесь диакон Григорий служил в церкви Петра и Павла. Семья из семи человек ютилась в одной крохотной комнате. У отца Григория родилось девять детей, но не все из них дожили до взрослых лет. В 1937 году у него было два сына: Александр и Георгий, и три дочери: Анастасия, Мария и Раиса. В это время супруга ожидала девятого младенца – Валентина родилась уже после ареста отца.

По воспоминаниям дочерей Раисы и Марии их отец был глубоко верующим духовным человеком. Часто служил. Детей своих воспитывал в вере и благочестии, водил в храм на службу, учил молитвам.

Диакон Григорий имел музыкальный слух и хороший голос – тенор. Дома была фисгармония, и он часто играл на ней по нотам мелодии церковных песнопений. Прихожане церкви Петра и Павла после закрытия храма ещё долго с благодарностью вспоминали, как благоговейно и вдохновенно служил отец Григорий.

В Коломне отец Григорий вновь встретил своего друга отца Василия Горбачева (тоже будущего священномученика), служившего тогда диаконом в Никольской церкви села Парфентьева. Они часто встречались, ходили семьями друг к другу в гости. Отцу Василию и его семье долго не давали разрешения на прописку в Коломне, и отец Григорий убеждал друга потерпеть, не возмущаться, ибо уже начиналась новая волна гонений на верующих.

11 августа 1937 года диакон Григорий был арестован. При обыске у него изъяли ноты церковных песнопений, девять церковных книг и настольную книгу священнослужителя. На допросе отцу Григорию предъявили «стандартное» обвинение.

– Следствие располагает данными, что вы систематически среди населения вели контрреволюционную агитацию. Дайте показания по этому вопросу.
– Отрицаю. Никакой контрреволюционной агитации среди населения я не вёл.

Тогда стали приводить лжесвидетелей, чтобы оговорить отца Григория в участии в несуществующей контрреволюционной церковно-монархической организации. Но диакон Григорий решительно отверг все наговоры.

Проводившееся в 1957 году органами внутренних дел дополнительное расследование по этому делу вскрыло подлог и обман, совершенный сотрудниками НКВД в 1937 году. Было установлено, что людей арестовывали безо всяких оснований и фабриковали протоколы допросов и показания свидетелей. Допрашиваемых и лжесвидетелей заставляли подписывать заранее составленные «показания». К тем, кто отказывался это сделать, применяли непрерывные допросы, длившиеся до 20 и более суток и сопровождавшиеся оскорблениями, угрозами, многочасовыми стояниями и побоями. Но отец Григорий остался верен Господу: никого не оговорил и лживых обвинений не признал.

9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Григория Самарина к 10 годам заключения в ИТЛ. Сохранилось письмо, написанное в лагере за месяц до кончины, где он как любящий отец наставляет детей читать душеполезные книги, учиться, помогать матери. Знаменательно, что священномученик Григорий скончался в заключении 11 июля 1940 года – в престольный праздник храма, где служил в последние годы.  Незадолго до смерти он отправил домой письмо, в котором просил детей читать душеполезные книги, учиться и помогать маме.

Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 2000—2002 годов диакон Григорий Самарин прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских. Память его совершается в день кончины, 11 июля по новому стилю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *