С 2 по 9 декабря епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил паломническую поездку на Святую землю.
Делегацию сердобского духовенства во главе с епископом Митрофаном принял Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III.
В ходе аудиенции Его Блаженство выразил радость по поводу того, что поток паломников из России в Палестину не иссякает. В свою же очередь, Владыка Митрофан сказал, что для него, как для каждого христианина, поездка на Святую землю — огромное счастье.
Во время поездки паломники поклонились Гробу Господню в храме Воскресения Христова, побывали в Сионской горнице, посетили в Гефсиманский долине храм Успения Божией Матери, где приложились к гробу Божией Матери, побывали в Гефсиманском саду, где растут более 2000-летние оливковые деревья, посетили Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме.
Напомним, в состав делегации сердобского духовенства, сопровождающей епископа Митрофана, вошли: игумен Андрей (Афанасьев), секретарь епархиального управления, благочинный Сердобского благочинного округа, протоиерей Георгий Трофимов, благочинный Белинского благочинного округа, иеродиакон Иннокентий (Ганин), старший диакон Сердобской епархии, иеродиакон Амвросий (Макаров), штатный диакон и ризничий кафедрального собора Архангела Михаила г. Сердобска.
3 декабря епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил Всенощеное бдение в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
В ночь с 3 на 4 декабря епископ Митрофан совершил ночную Литургию в Храме Гроба Господня.
4 декабря епископ Митрофан отслужил водосвятный молебен (Великое освящение воды) на реке Иордан.
5 декабря епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил Божественную Литургию у Гроба Божией Матери.
В этот же день Преосвященнейший Митрофан совершил Всенощное бдение в русском Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме, под Иерусалимом.
6 декабря епископ Митрофан совершил Литургию в русском Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме, под Иерусалимом.
На всех богослужениях Преосвященнейшему Митрофану сослужили: игумен Андрей (Афанасьев), секретарь епархиального управления, благочинный Сердобского благочинного округа, протоиерей Георгий Трофимов, благочинный Белинского благочинного округа, иеродиакон Иннокентий (Ганин), старший диакон Сердобской епархии, иеродиакон Амвросий (Макаров), штатный диакон и ризничий кафедрального собора Архангела Михаила г. Сердобска, местное духовенство.
9 декабря делегация сердобского духовенства во главе с епископом Митрофаном посетили храм Рождества Христова в Вифлееме.
Иерусалимская Церковь является колыбелью христианства, матерью христианских Церквей, хранительницей священных для христианства сокровищ Святой Земли, где жил, учил и совершил дело искупления мира Христос Спаситель.
Первым епископом и устроителем Иерусалимской Церкви был, по преданию, апостол Иаков, брат Господень по плоти (+ ок. 63), возглавивший Апостольский Собор 51 года в Иерусалиме.
Иерусалимская Церковь дала миру таких святых, как архиепископ Иерусалимский Кирилл (+386); патриарх Иерусалимский Ювеналий (+ ок. 458), деятель III и IV Вселенских Соборов; епископ Маиумский святитель Косма (+ ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник (+ ок. 350), Евфимий Великий (+473), Савва Освященный (+532) и многие другие.
Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский — над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи — близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра святого Саввы Освященного, в которой хранятся мощи преподобного.
Большой вклад в развитие Иерусалимской Церкви внесла Русская Церковь и Российское государство. В середине XIX века на Святой Земле была основана Русская духовная миссия. Позже, в 1882 году, было образовано Православное палестинское общество, переименованное в 1889 году в Императорское православное палестинское общество. Их трудами на Святой Земле было построено множество храмов, школ, больниц. Значительную духовную и материальную поддержку получала и Иерусалимская Церковь.
Каноническая территория: Израиль, Иордания и Палестина. Автономной частью Иерусалимской Церкви является Синайская Архиепископия с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синайской горе (Предстоятель: Дамиан, Высокопреосвященнейший Архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский; резиденция Предстоятеля находится в Каире).
Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, патриаршим храмом является собор в честь Воскресения Христова (Иерусалим).
Каждый, кто оказывается в Иерусалиме, не устает поражаться, в каких уникальных местах находятся на Святой земле православные храмы: Спасо-Вознесенский женский монастырь и колокольня обители, которую называют «русская свеча» (самая высокая точка в Иерусалиме), на Елеонской (Масличной) горе, храм Марии Магдалины в Гефсимании, Горненский женский монастырь в Эйн-Кареме. Появлением этих и многих других храмов и мест паломничества «Русская Палестина» обязана одному человеку — архимандриту Антонину Капустину, который почти четыре десятилетия жил в Иерусалиме и возглавлял Русскую духовную миссию на Святой земле.
Нельзя не сказать также, что Антонин Капустин был не только священнослужителем, но и ученым, внесшим немалый вклад в развитие науки. Ему принадлежат уникальные находки, сделанные в Палестине. Например, именно ему мы обязаны тем, что сегодня имеем возможность видеть «судные врата», через которые проходил Спаситель, когда Его вели на Голгофу (Александровское подворье, на территории которого сегодня находится «порог судных врат», — археологический и архитектурный комплекс, единственное в Старом городе Иерусалима и самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение).
За свои научные достижения архимандрит Антонин был избран в разное время почетным членом Императорского Православного Палестинского общества, почетным членом Императорского археологического общества, Одесского общества истории и древностей, Афинского археологического общества, Немецкого восточного археологического общества и других.
Гробница Божией Матери
Согласно преданию, в Гефсимании, апостолами была погребена Матерь Божия. Впервые храм на этом месте был построен в V в. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась. Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами свв. Богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы. Храм имеет крестообразную форму: в центре — гробница Богородицы с двумя входами, в конце пещеры находится жертвенник. В каменном кивоте — чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма. Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери
Храм Гроба Господня
Храм Воскресения Христова — главная святыня христианства, в нем находится Кувуклия Гроба Господня, поэтому его так и называют — храм Гроба Господня.
Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Он состоит из нескольких приделов, связанных с тем или иным моментом Распятия Христа. Благолепие храма соответствует его высокому значению. Иконы в иконостасе украшены ризами, пожертвованными до революции из России, пол выстлан мраморными плитами.
При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное Тело Иисуса по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили Плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад и подсвечников. Перед взором входящих в храм предстоит великолепная мозаичная икона «Снятие со Креста Тела Спасителя, помазание тела Христова миром и положение Его во гроб», помещенная на стене.
Горненский монастырь
Горненский монастырь, или Горний – православный женский монастырь в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, расположенный в Эйн-Кареме – 4 км на юго-запад от Иерусалима.
Горняя (Эйн Карем) – то место, куда вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью святого Иоанна Предтечи, о будущем рождении от Нее Спасителя. В центре этого селения до сих пор бьет источник, из которого Пресвятая Богородица брала воду.
В настоящее время в обители около 60 сестер. Настоятельницей с 1991 года является игумения Георгия (Щукина).
Вифлеем — священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, здесь, согласно Евангелию, родился Иисус Христос. В Вифлееме родился и был помазан на царство Давид
По преданию, Дева Мария родила Иисуса Христа в Вифлееме, в так называемой Пещере Рождества, которую также называют Гротом Рождества. Событие рождения Иисуса Христа в Вифлееме было отмечено воссиявшей на небосводе яркой Вифлеемской Звезды. К месту рождения Божественного младенца в Вифлеем устремились сначала местные пастухи, а затем прибыли волхвы — восточные мудрецы и кудесники, чтобы преклониться перед Иисусом Христом – Мессией, будущим Спасителем человечества.
Место рождения Святого младенца в Храме Рождества Христова, в Пещере Рождества отмечено на полу серебряной Вифлеемской Звездой, имеющей четырнадцать лучей по числу остановок последнего пути Иисуса Христа Виа Долороза, к месту казни на горе Голгофа в Иерусалиме. Вокруг Вифлеемской Звезды располагаются алтарь, иконы святых и висят пятнадцать лампад, принадлежащих христианским конфессиям католической, греческой и армянской церквей. Серебряная Вифлеемская Звезда была установлена в Вифлееме в Храме Рождества Христова в 1717 году монахами – францисканцами на месте рождения Иисуса Христа. Первоначально это место было обозначено, как углубление выложенное мрамором. На серебряной Вифлеемской Звезде можно увидеть надпись на латыни — «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа».